История одного восстановления
Мало кто откажется прокатиться на велосипеде с ветерком по лесу в хорошую погоду - под щебетание птичек, с хорошими друзьями! Я не исключение из правил, и с удовольствием это делаю всегда, как только появляется такая возможность.
Катаюсь я на велосипеде ЗИЛ В-110 ПРОГРЕСС 1956 года выпуска, который достался мне от моего отца. Велосипед совсем не новый, но выкидывать исправную технику рука не поднимается, хотя заводская краска на нем в некоторых местах уже стерлась до металла. Друзья советовали перекрасить, но все их советы сводились к покраске в домашних условиях "из балончика" или в любом гараже "за копейки", где есть покрасочная камера. Такой вариант покраски навсегда убьет оригинальные надписи на раме и декоративный рисунок. Понятно, что в этом случае я превращаю раритетный велосипед в обычный, чего делать очень не хотелось.
Что же делать?
Для начала было принято решение исправить "восьмерки" на колесах, а дальше покрасить все остальное с сохранением оригинальных надписей и элементов декора. Обзвонил кучу разных контор, мастерских, как автомобильных, так и велосипедных, десяток мелких и крупных профессионалов "с индивидуальным подходом к каждому клиенту", - результат нулевой. Последние даже на письма не отвечали. Т.е., подход у них действительно индивидуальный.
"РЕМОНТ" в понимании современных российских коммерсантов означает "ЗАМЕНА". Например на сайсте Veloremont все красиво и замечательно. Прайс даже есть с ценами, даже есть уверения, что могут приехать и забрать на специальной машине для перевозки велосипедов ваш сломанный велосипед...
Короче, ребята из ВелоРемонта нагло врут. Ехать за моим хламом отказались сразу. Вчера записался по телефону на ремонт колес, все обсудили, обговорили цены, сроки. Сегодня я привез на Первомайку колесо от своего старичка 56-го года и меня с ним завернули. Новый обод они готовы переспицевать на старую втулку и только на двойной обод. Мой одинарный исправлять отказываются. Очень печально, что красивый сайт по ремонту велосипедов по факту оказался полным говном по отношению к клиенту.
Покраска
В мире компьютерных технологий такая задача должна решаться в два счета. Тут ключевое слово "должна". Быстро решить не вышло, и тупо подобрать похожий шрифт не прокатило. Ближе чем "Cambria" ничего подходящего найти не удалось. Фигня, простая же задача - перевести надписи в электронный формат, сделать шаблон и покрасить. А вот фиг.
Одни сливаются со ссылкой, что могут покрасить только текст, а остальное нет, т.к. линии тонкие (1 мм) и в печке поплывут. Другие внезапно сломали свой плоттер и теперь письменно извиняются мне в почте. Сейчас они подвисли, и изобретательно сливают выполнение шаблона в кривых. Видимо, для этого им придется сломать еще свой компьютер с Корелом или Адоб Иллюстратором...
Остальные отказывались сразу после постановки задачи и больше на связь не выходили.
Вывод - если вы решили покрасить свой велосипед, но не просто, а определенным образом, и если ваша задача не укладывается в стандартные действия, которые делает человек с краскопультом в руках - то вам его придется красить самостоятельно!
Совершенно официально заявляю, что все красивые слова на сайтах-визитках этих мастеров про "любую сложность", "индивидуальный подход" и прочую хрень для засирания мозгов - это маркетинговая хрень для засирания мозгов. Никто не хочет брать на себя ответственность и выполнять сложную работу в два действия или больше - даже за большие деньги. Поверьте мне, я пробовал. Все хотят срубить бабла и ничего не делать.
Будем есть слона по частям!
Пришлось разбить задачу на этапы:
- Изготовление и плоттерная нарезка трафарета для покраски из виниловой самоклейки на бумажной подложке - без перемычек, как на привычных трафаретах.
- Очистка рамы от старой краски и ржавчины.
- Покраска по трафарету, полировка и защитная лакировка.
Поиски исполнителя по каждому пункту полностью повторили выше описанный сценарий.
В этом месте автор застрелися
Скажу сразу, что выполнение первого пункта из этого списка также пришлось разбить на этапы - изготовление векторного шаблона и, собственно, сама нарезка трафарета по готовому макету в векторе.
Разрушение моих фантазий о том, что я привезу раму для снятия размеров, и через неделю вектор будет готов, я тут описывать не стану. Размеры я снимал сам, смартфоном на коленке, с рулеткой.
Рама черная, надписи желтые, полоски белые и красные. Все просто: делаем трафарет, переносим на раму, красим и дело в шляпе. Да? Опять не угадали. Ребята режут трафареты, они очень далеки от покраски и понятия не имеют, что происходит с их винилом при взаимодействии с акриловыми красителями. Их можно понять, они только режут трафареты, а меня кто поймет?
Мастер в малярке сразу сказал, что черный цвет должен наноситься последним, т.е., сначала все красим белым. После высыхания лепим полоску винила в 1 мм. и закрываем тот участок, который в итоге должен остаться белого цвета. Дальше по белому красим все желтым и делаем такой же фокус с буквами. Потом все красим красным. Потом черным цветом и только потом отрываем все шаблоны. Если делать в обратном порядке, то белый на черном фоне будет просвечивать.
Потом это все надо шлифовать, т.к. после каждого прохода будут ступеньки на переходах и под лак. Ну что... взял кусок трубы и стал красить.
Очень долго и очень криво, но вышло. Понятно, что в малярке этим извратом заниматься отказались сразу. Им проще 10 иномарок покрасить, чем один велосипед.
А мы пойдем на север!
Время идет, а результата нет. Решил применить другой метод - порошковая окраска, но он связан с термической обработкой изделия. Т.е., мой виниловый трафарет в печке просто расплавится, а сама технология окраски такая, что красить в несколько цветов можно, но надо закрывать участки специальным термическим пластырем. Короче, делать шаблон из этого пластыря, - совсем не вариант.
Эксперименты с акриловыми красителями по трафарету (попытка избежать использование хитрого термического пластыря) с запеканием в печке под лак тоже провалились, т.к. акриловые краски от температуры плыли по цвету.
Совершенно случайно порошковый мастер слил мне контакты людей, которые делают термически устойчивые переводилки. Не надо говорить, что полностью взять на себя покраску порошком с изготовлением переводилок он отказался? Понятно, что отказался. Отвечать за работу партнера никто не желает.
С этого момента подобрались нужные специалисты. Дизайнер cделал векторный макет, "переводильщики" - быстро его переделали так, как им было удобно для печати под мои задачи, а "порошковый" маляр - красил. Перед финальной лакировкой включился я и обклеил раму цветными картинками. Работа для каждого оказалась простой, все было выполнено быстро и без косяков.
В итоге красим раму в черный цвет, лепим переводилки, покрываем лаком. На решение этой простой задачи из 8ми слов у меня ушел год переписки с разными людьми и много денег.
За кадром
В процессе изучения всех тонкостей реставрации была куплена куча мелочевки, еще три велосипеда разной степени убитости на запчасти и на отработку технологии многослойной покраски.
В результате экспериментов я восстановил велосипед "ГАЗ" и он стал называться "ЗИЛ",
Теперь у меня дома склад "новых" велосипедов 50х годов, а вам старинные велосипеды в первозданном виде не нужны? Продам лишнее, но на скидку не расчитывайте.
Благодарности
Большое спасибо всем, кто принимал участие в этом проекте, терпел гараж в доме, дышал растворителем, а особенно тем, кто не мешал.