Приветствуется размещение своих статей на страницах нашего клуба

» » Монтаж. Алексей Соколов (часть 6)
Информация к новости
  • Просмотров: 1 948
  • Автор: Altyn
  • Дата: 24 июля 2012 01:27
24 июля 2012 01:27

Монтаж. Алексей Соколов (часть 6)


Автор: Altyn | Категория: Люди и Природа | Просмотров: 1 948

Аналитический монтаж 
   Аналитический монтаж - это прием последовательного показа кадров, содержащих детали  или элементы какой-либо сцены (без показа ее  общим планом в одном кадре) или события таким образом, чтобыу зрителя сложилось впечатление, что ону видел эту сцену целикам,  возникла общая картина происходящего. 
   Подобный прием можно встретить и в литературных произведениях, но в экранном творчестве, в порядке иронии, его можно посчитать  двоюродным братом тематического монтажа,  так как это тоже подборка кадров на одну тему,  но только разного содержания. 
   Аналитический монтаж известен со времен немого кино - Д. Вертов таким образом смонтировал сцену подъема флага в пионерском лагере в фильме "Киноглаз", Он последовательно  поставил короткие кадры: голова вожатого, пионерка у мачты, мачта и флаг, голова вожатого,  надпись "Флаг поднять!", пионерка у мачты, трубачи, лицо пионера, смотрящего на флаг, мачта  и флаг, лицо другого пионера, поднимающийся  флаг, трубачи, лицо третьего пионера и тд. 
   В литературном произведении нет возможности описать одной фразой ситуацию какойлибо сцены, подобно тому как это делается  в экранном творчестве с помощью общего плана. Читатель по отдельным фразам выстраивает  в своем воображении целое. Но зато каждая  описанная в подробностях деталь вызывает на  его "внутреннем экране" более яркую картинку  более эмоционально воспринимается и вызывает соответствующие переживания. Этим приемом часто пользовался Ф.М. Достоевский, описывая сложное и напряженное развитие действия в кульминационных сценах. 
    В экранном творчестве этим приемом часто пользуются при съемках "мыльных" телесериалов, создавая в тесных павильонах впечатление  большого пространства. С помощью этого приема можно также создать иллюзию съемки на  натуре, поставив, например, три-четыре искусственных кустарника и насыпав песок на пол.  А снимать следует как бы при ночном освещении, то есть без фонов (все фоны - это чернота). Иллюзию дождя можно создать тонкими  струйками воды, льющимися перед камерой,  и лужей с кругами от падающих капель, снятой  крупным планом в корыте, которое, конечно,  в кадр не включается. А чтобы создать иллюзию  ветра, в момент съемки крупных планов следует направить вентилятор на волосы и одежду  героев, да еще немножко побрызгать водой на  их лица. Все получится, как в "Санта-Барбаре". 
    Этим приемом, снимая массовые сцены драк, воспользовались А Сурикова в фильме 'Человек с бульвара Капуцинов" и Г. Александров в "Веселых ребятах". Он был также использован  и в немой ленте "Сорок воинствующих скворцов". Вызвано это тем, что очень сложно организовывать съемку общего плана драки многих  персонажей. Куда проще, а главное выразительнее, показать на экране монтаж драки из крупных и средних планов. Каждое действие на локальном плане выглядит более динамичным и более энергичным: удар, падение, опрокидывание через стол, пинок коленом, бросок через  бедро или через голову Схватка двоих - три коротких кадра, борьба еще двоих - еще три кадра, пятый бьет шестого по голове гитарой, седьмой стреляет в восьмого, восьмой прячется за  стойку разлетается бутылка с ромом и т. д. Действия в кадрах, выполненные в довольно высоком темпе, а также ритм чередования этих однокадровых действий создают впечатление,  что все дерутся одновременно, а сама драка  идет не на жизнь, а на смерть. 
   Но аналитический монтаж может служить и другим целям, например, раскрытию драматического напряжения сцены, когда требуется  показать психологическую причину какого-либо действия. В этом случае крупные и средние  планы, а также детализация, позволяют проникнуть во внутренний мир персонажей: в крупно  снятых глазах можно уловить работу мысли,  в крепко сжатом кулаке - скрываемую ярость  героя, а в дуле пистолета, направленном на камеру, - явную угрозу Подобные примеры мы  можем найти и в фильме И. Пырьева "Идиот",  и в картине Ф. Коппалы "Список Шиндлера". 
    Аналитический монтаж имеет еще одну особенность или еще одну функцию. Этот прием  позволяет растянуть время протекания сцены  на экране за счет того, что действия, происходящие одновременно, снимаются отдельными  кусками, а монтируются последовательно.  Таким методом монтажа крупных и средних  планов как бы акцентируются все главные элементы и мотивы события, их подоплека, психологические детали поведения героев, усиливается передача драматического напряжения события. А режиссеру удается создать впечатление у зрителей важности данной сцены, помимо раскрытия ее глубинных побудительных  мотивов, а также характеристик персонажей. 
   Чрезвычайно важную роль при съемке такой сцены и при использовании приема аналитического монтажа играет точность соблюдения  принципа 2 монтажа, монтажа по ориентации  в пространстве. 

Монтаж по мысли  
   Этот прием подразумевает создание режиссерам из сложного сочетания пластических образов и закадрового словесного изложения  своегорода "текста", точнее "контекста"  экранного рассказа. 
   Совсем недавно на одной из лекций о природе экранного творчества, которую автору этих  строк довелось читать телевизионным ведущим, был показан документально-художественный фильм "Не ведая страха" о трагической  
судьбе героического русского ученого, который жил во второй половине 19 столетия,  об Иване Дементьевиче Черском. Фильм был  сделан лет двадцать назад. К тому времени из  материалов о жизни ученого и о нем самом осталось совсем немного: несколько фотографий,  его рисунки и дневники. Но известно было, где  он жил, маршруты его путешествий и места, где  он работал, сохранились дома, в которых он  останавливался, и предметы быта. 
   Чтобы рассказать о нем, о его поступках, мыслях и переживаниях, раскрыть его характер  и нравственную сущность, духовный мир  и жизненные цели, автору потребовалось набрать большое количество дополнительного  съемочного материала. Таким материалом были кадры мест, где он путешествовал, улиц,  
по которым он ходил (их современный вид), кадры, показывающие работу ученых в условиях, которые ничем не отличались от условий  прошлого столетия и т. д. 
   Фильм "Не ведая страха" начинался так: 
   1. Средний план (8,5 секунд). Крохотное оконце в темной избе. Перед окном небольшой  дощатый стол. На столе подлинная чернильница и его походный портфель (кадр мрачный, даже чем-то жутковатый).  Голос за кадром (через паузу): "Он умирал.  А за окном ждала его." 
   2. Общий план (7 секунд). Угрюмая Колыма. Вдали виднеется тундра. На переднем плане  перекатываются высокие свинцовые волны.  Голос за кадром: "...неизведанная даль. Смерть  уже не раз угрожала ему. И всегда он." 
   3. Крупный план (4,5 секунды). Фотопортрет И. Черского. Голос за кадром: ".Иван Черский, выходил победителем"  Резко меняется музыка (конец первого куска). 
   4. Крупный план (1 секунда). Рисунок 19 века, на котором изображена солдатская муштра: солдата обучают строевому шагу У него поднята левая нога.  Голос за кадром: "Ать-." 
   5. Крупный план (1 секунда). Похожий рисунок У солдата поднята правая нога.   
Голос за кадром: "-два!-" 
   6. Крупный план (1 секунда). Повтор первого рисунка.  Голос за кадром: "Ать-." 
   7. Крупный план (1 секунда). Повтор второго рисунка.  Голос за кадром: "-два!." 
   8. Крупный план (7 секунд). Рисунок. Более общий вид: муштра на фоне частокола.  Голос за кадром: "Омский линейный батальон. Пожизненная солдатчина. У него  отобрали все-" 
   9. Крупный план (6,5 секунд). Второй рисунок - отъезд от ног солдата на общий вид муштры.  Голос за кадром: "-дам, поместье, дворянское  звание - отобрали будущее!' 
   10. Общий план (9 секунд). Медленная панорама, показывающая великолепный зал  с колоннами и креслами, обитыми красным  бархатом. Голос за кадром: "А будущее открывалось  безоблачное (меняется музыка). В гимназии  Черский считался среднимучеником,  но прекрасным танцором." 
   11. Общий план (4 секунды). Открытые окна старого здания. Светит солнце.  Голос за кадром: "Говорил по-французски, рисовал, музицировал" 
   12. Общий план (4 секунды). Внутренний двор гимназии. Прохаживаются редкие студенты. 
   13. Общий план, дальний (5 секунд). Отъезд. Современная улица старого Вильнюса.  Голос за кадром: "Прогуливаясь поулицам  старого Вильнюса, юноша не очень-то задумывался о будущем:' 
   14. Крупный план (4,5 секунды). Фотография улицы старого Вильнюса.  Голос за кадром: "Все рухнуло в одночасье.  Список исключенных^' (меняется музыка). 
   15. Деталь (3 секунды). Колонка фамилий и имен, напечатанных старым шрифтом.  В центре списка - фамилия нашего героя.  Голос за кадром: "Черский Иван." 
   16. Крупный план (4 секунды). Список исключенных. Много имен. Голос за кадром: ".лричастен к польскому восстанию тысяча восемьсот." 
   17. Средний план, переходящий в крупный (5 секунд). На столе - пухлая папка. Резкий наезд. Крупно надпись: "Дело штаба войск".  Голос за кадром: "..шестьдесят третьего года. Военный суд, и-" 
    18. Крупный план (10 секунд). Наезд. Повтор рисунка с солдатской муштрой.  
Голос за кадром: "...страха не было. Было открытие: у человека можно отобрать все,  креме знаний" 
   19. Крупный план (5 секунд). Панорама по книге. Голос за кадром: "А он - неуч/Читать!'  
   В  приведенном отрывке можно четко выделить четыре коротких куска. Последовательность и отбор изобразительных образов был  сделан преднамеренно в остром столкновении, в сопоставлении по контрасту, чтобы вызвать интерес зрителей к драматической судьбе героя, заканчивающейся трагическим подвигом. Прием идеологического монтажа,  подчиненного логике авторского замысла,  на всех просмотрах фильма срабатывал неизменно - зал с затаенным дыханием и полным   сопереживанием следил за перипетиями удивительной судьбы ученого. 
    Одна из зрительниц (из разряда убежденных телевизионных невежд), просмотрев этот  фильм, в сердцах воскликнула: 'Такой прием  монтажа уже устарел! Теперь так не снимают!".  Однако спустя 20 лет после создания этого  фильма, в канун захоронения останков императора Николая Второго, его семьи и приближенных, ОРТ показало фильм, специально подготовленный к этому историческому событию. Картина, построенная на фотографиях и кадрах  хроники, рассказывала о жизни последнего  русского самодержца, о том, как складывалась  его семья, какие у членов семьи были отношения, как они любили друг друга, как переплетались их судьбы с судьбой страны, о чем думали  и как поступали его жена и дети в дни тяжких  испытаний, выпавших на их долю. 
   Первый фильм был целиком построен на приеме "монтаж по мысли", второй - частично. 
   Содержание фильма складывается в этом случае из сопоставления, "произведения" (итог умножения), как говорил Сергей Эйзенштейн, информации, предложенной зрителю в изобразительной и речевой формах. При использовании  этого приема ни отдельно взятое изображение,  ни отдельно взятый словесный ряд не могут существовать самостоятельно. Порознь они не  
донесут до зрителя замысла автора, ибо в словах не повторяется содержание пластических  образов, а зрительному ряду недостает рассказа  о невидимых в этот момент на экране событиях или переживаниях героя. 
    В основе этого приема лежит логика режиссерского видения и ощущение атмосферы, в которой происходили события и переживания героя. Автор ставит себя как бы в положение свидетеля давно минувших дней и рассказывает  о них зрителям с помощью текста и изображения, подбирая кадры, которые последовательно  показывают место события, состояние природы, личные вещи героя и т. п. 
   Кто-то из умных и бывалых читателей, вероятно, уже догадался, что этот прием можно еще  назвать "изобразительной иллюстрацией текста". Ничего подобного! Этот прием не имеет  ничего общего с распространенным на телевидении методом иллюстрации текста с помощью набора "картинок" или случайных кадров,  как это часто делается в информационных передачах При достаточно высоком мастерстве  режиссера и автора закадрового текста, им, как  правило, такими средствами удается побудить  зрителя к сопереживанию с событиями и судьбами героев давно минувших лет. 
   Два названных примера выбраны не случайно. В день похорон царской семьи НТВ тоже  показало фильм, специально созданный к этому событию. Рассказ в этом фильме ведет блистательный актер Георгий Жженов, обладающий высочайшим профессиональным мастерством, безграничным обаянием и умением быть  убедительным в любой, даже самой нелепой ситуации. По воле авторов он оказывается то  в бывшей столовой императора, то в покоях  императрицы, то в парке Царского села, где  (сидя или стоя, глядя за рамку кадра) рассказывает, как бы вспоминая для самого себя, о том  или другом событии, связанном с императорской семьей. Делится соображениями о тех чувствах, которые владели героями его рассказа.  Время от времени его рассказ прерывается прямым показом хроникальных кадров тех лет. Мы  видим "живые" куски из жизни Николая Второго, его жены и детей. В эти моменты начинает  звучать другой закадровый голос, который комментирует происходящее на экране. 
   Невольно постепенно втягиваешься в восприятие экранного рассказа по новому принципу (монтажа по мысли) и даже начинаешь  сопереживать, забыв про замечательного актера. Но как раз в этот момент авторы возвращают на экран артиста, обожаемого зрителями по художественным фильмам, и он продолжает свой рассказ, как бы ни к кому не обращаясь ("за кадр"). 
    В какое же фальшивое положение поставили авторы этой ленты уважаемого мастера Георгия Жженова! Вся фальшь его позиции - рассказа от автора - становится очевидной  в сравнении с прямым авторским закадровым  рассказом. Спрашивается, кто же автор этого  документального произведения: артист  Г. Жженов или тот человек, чей голос звучит  за кадром? Ответ очевиден. Конечно, не артист! Но его роль в этом документальном  фильме становится бессмысленной. 
   Эти два приема оказываются несовместимыми в одном произведении, потому что они принадлежат разным формам условности, разным  видам экранного творчества: монтаж по мысли - фильмам, а рассказ с присутствием на экране автора или артиста, ведущего рассказ от  автора, - телевизионным передачам. 
   Соседство в одном произведении этих приемов - прямое следствие режиссерской, а если  хотите, экранной необразованности. 
   Ираклий Андроников и Виталий Вульф прямо ведут рассказ от собственного лица. Это замечательные и очень интересные передачи! Но  именно передачи, а не фильмы! Коктейли хороши в баре, а не на экране! 
   Фильм, созданный совместно русскими и английскими кинематографистами и показанный ОРТ, воздействует на зрителя более  эмоционально, смотрится более убедительно,  чем его собрат, созданный по рецепту НТВ.  Он подтверждает, что экранные приемы ведения рассказа не стареют, что так называемое  "новое" телевизионное мышление, даже если  оно присуще хозяевам телевизионных каналов, а не только отдельным ведущим или "режиссерам", не способно отменить естественную природу экрана. 
   За долгую историю кино, начиная от "великого немого", созданы многие тысячи фильмов с использованием приема монтажа по  мысли с закадровым авторским словесным  дополнением, а за многолетнюю практику телевидения - многие тысячи передач с авторами на экране. 
   Прием монтажа по мысли часто считают приемом документального, просветительского  или учебного кино, однако Ф. Трюффо в своей  художественной, игровой картине тоже воспользовался им, рассказывая о любви одного из  французов в эпоху Первой мировой войны. Он  вел закадровый рассказ от автора, а в изобразительном ряду монтировал встык целые сцены  без прямой сюжетной связи. Ход времени и логика связи этих сцен были разорваны, только  авторская мысль связывала их между собой. 
   Приемы экранного творчества не стареют: они то оказываются в струе капризной моды,  то временно выпадают из нее. И не более! 
   Ход времени на стыке кадров 
   Включение камеры - всегда остановка хода времени на экране. Аппарат вы можете остановить, а естественное течение времени - увы, никакими силами. Оно беспрерывно бежит вне зависимости от нашего желания. 
   После остановки камеры у режиссера всегда есть выбор: убедить зрителя  
в непрерывности развития событий на экране, то есть создать иллюзию непрерывного движения времени или, наоборот, подчеркнуть в следующем  
кадре, что новое событие развивается уже в каком-то другом отрезке времени. При этом режиссер неограничен в выборе новой точки съемки. 
   Рассмотрим последовательно каждый из вариантов. Важно только отметить, что оба выбора обязательно осуществляются одновременно. 
    Вы хотите, чтобы зритель не заметил разрыва во времени в какой-либо сцене. Для этого при съемке следующего кадра вам следует обязательно выполнять требования 10 принципов монтажа, 10 принципов соединения соседних кадров внутри сцены. Но вы усложняете себе задачу. Вам известно,  что следующий кусок неинтересен или малозначителен. Как продолжить  монтаж и съемку дальнейших действий героя, чтобы ход времени этого события для зрителя остался неразрывным? К примеру, действующее лицо  или документальный персонаж очень долго и утомительно ждет на остановке трамвай. Совершенно очевидно, что прямая съемка его ожидания  займет, скажем, 15 минут - это колоссальное количество экранного времени (за это время можно просмотреть целый документальный фильм или  передачу). Как снять и смонтировать эту сцену, чтобы передать томительность ожидания, но за 20 секунд? 
   Субъективную для героя медлительность хода времени в таких случаях следует подчеркивать не натуралистической съемкой одного длинного куска действия, или точнее бездействия, а режиссерским выражением этого  состояния. А что значит выразить состояние или настроение? Например,  герой может в это время совершать какие-либо действия, благодаря которым зритель все поймет. В данном примере актер, ожидая трамвай, может  много раз менять свое положение и совершать следующие действия: смотреть на часы; прислоняться к столбу или садиться на лавочку; посматривать  на пустую улицу и отворачиваться; пересчитывать вынутую из кармана мелочь и просто вздыхать и т. п. 
    Итак, первую режиссерскую задачу мы решили: придумали действия, которые выражают нетерпеливое ожидание.     Но возникает следующая задача: как снять? 
   Дело в том, что зрительское ощущение хода времени на экране существенно отличается от такого же ощущения в процессе прямого жизненного  наблюдения. На экране время ощущается необычайно сжатым, словно на  горячей сковороде. Пять секунд бездействия - уже вечность. Поэтому метод  съемки и монтажа очень наглядно может выглядеть на схеме (рис. 104).      Все, что написано в верхних строках схемы, относится к человеку которого мы снимаем. 
   На схеме горизонтальная прямая обозначает непрерывный ход времени.  Сверху на ней сделаны засечки, которые показывают отрезок времени, когда герой был занят выполнением каких-либо действий, а какие отрезки  времени он бездействовал. 
   Под линией времени сделаны другие засечки, которые показывают, какие куски времени необходимо снять на пленку и где в монтаже по времени будут располагаться начала и концы кадров. 
    Отсутствие действий и движения в кадре всегда ведет к прекращению по-  
дачи информации с экрана. По этой причине кадр, не содержащий движе-  
ния, очень быстро надоедает зрителю. Зная эту особенность экранной при-  
роды, мы проведем съемку первого кадра в момент времени от точки Б до  
точки В. Время, которое на графике находится между точками В и Г, мы  
опустим, в эти моменты камера не будет работать. Длительность кадров мо-  
жет составлять всего 5-10 секунд, а пропущенные куски - минуты. 
   Прежде чем начать съемку следующего кадра, нам необходимо выпол-  
нить требования монтажа по крупности (принцип 1) и монтажа по смеще-  
нию осей съемки (принцип 9). Сменили крупность, ракурс и точку съемки,  
следовательно изменили композицию кадра, - можем продолжать работу 
   Второй кадр начнем снимать в момент, соответствующий точке Г,  а выключим камеру, когда время достигнет точки Д. Отрезок от Д до Е снова пропустим, а в момент времени, обозначенный точкой Е, снова  выполнив требования принципов 1 и 9, включим камеру на третий кадр  и остановим ее в точке Ж  Видеомонтаж
 
  Что же получится на экране? Ведь мы выбросили в монтаже более половины реального хода времени? Если мы документально сняли человека, который куда-то торопится, а трамвая все нет и нет, то естественно, что на 
его лице должны быть и соответствующие эмоции. Наша задача - умело  их зафиксировать на пленку А если перед камерой актер, то ему предстоит  сыграть все, описанное ниже. 
   1. Средний план. На остановке стоит человек и ждет. Надоело стоять. Огляделся, сел на скамейку и снова замер в ожидании. 
   2. Крупный план. Панорама. Герой сидит без движения с выражением скуки на лице. Надоело сидеть. Встал и облокотился на столб. Снова ждет,  поглядывая в сторону 
   3. Средний план. Герой "подпирает" столб. Ожидание становится невыносимым. Он "отлипает" от столба, делает шаг вперед, смотрит вдаль, опускает взгляд на ручные часы, покачивает в расстройстве головой. 
    Конечно, можно найти еще десятки вариантов показа ожидания, но наша задача была ограничена скупым объяснением того, как создать иллюзию непрерывного хода времени при съемке отдельными кадрами, когда любая остановка камеры, любая склейка есть остановка хода времени. 
   Но нужно рассмотреть и второй вариант режиссерского выбора: когда принято решение использовать стык кадров для обозначения разрыва во  времени, когда этот разрыв надо подчеркнуть. 
   Есть на свете чудаки, которые пешком обходят земной шар. Вам нужно снять об этом фильм и выразить в монтажной последовательности кадров,  что такой поход длится очень долго. Допустим, этот человек выходит из  Парижа навстречу солнцу и направляется на восток. Ему предстоит пересечь всю Европу и всю Азию. Снимаем первый кадр летом на Монмартре: он завязывает рюкзак, водружает его на плечи, отправляется в поход. Второй кадр - на площади Пигаль: он проходит мимо. Третий кадр - у Эйфелевой башни: он посмотрел вверх и зашагал еще быстрее. 
   Снята микросцена или монтажная фраза: герой выходит из Парижа. 
   Между кадрами существует явный разрыв во времени, который зритель фиксирует в своем сознании, но это не вызывает у него никаких особых  эмоций. Если соблюден принцип 3 монтажа и соблюдено единое направление движения, то все ясно - движется к какой-то цели. 
   Следующий кусок мы снимаем на шоссе, когда герой проходит мимо немецкой деревни с характерными фасадами домов. Можем также снять  три кадра. Готова еще одна короткая монтажная фраза. Действие продолжается летом. 
   Между первой и второй монтажными фразами прошел месяц, зритель это понимает. Но путешественник идет дальше. 
   Очередной кадр мы снимаем глубокой осенью. Но ставим задачу перейти к более яркому приему выражения разрыва во времени. На среднем плане мы видим героя уже тепло одетым, у него выросла борода, лицо обветрено. Фон - голые деревья подмосковного леса. 
    Выполняя прием, снимаем очередной этап. Снова средний план: наш герой в ушанке и шубе, горло закутано шарфом, борода и брови подернуть!  инеем. Он идет по горной уральской дороге. Метет вьюга. Мимо проезжают  заснеженные грузовики. 
   Еще кадр. Снова средний. Ярко светит солнце. Путешественник снимает ушанку, поправляет рюкзак. А пейзаж уже совсем другой: ровная степь, черные пятна земли на белых полях, а вдали - сибирская деревня. 
   И опять средний план. Открытая голова героя - ветер раздувает длинную шевелюру. За спиной на рюкзаке привязана шуба. Видны  байкальские скалы, на них редкие кедры и березы с мелкими весенними листочками. Он подходит к каменистому берегу, из набежавшей  волны зачерпывает пригоршню байкальской воды и выплескивает себе на лицо. 
   Чтобы точнее сработал прием разрыва во времени, мы умышленно снимали последние три кадра, соблюдая одинаковую крупность и подобие  композиции на стыках кадров, в нарушение принципа 1 монтажа об обязательном изменении масштаба главного объекта композиции. 
   Благодаря этому приему зритель на стыке кадров мгновенно замечал перемены в лице героя, его костюме и окружающем пейзаже и, следовательно, понимал, что между каждым из трех последних кадров путешествия  прошли месяцы. Нам удалось сжать год путешествия, условно говоря, до одной минуты на экране. 
   Остановка камеры и стык кадров на экране позволяют режиссеру перебрасывать действие на десятилетия вперед и на десятилетия назад, как в будущее, так и в прошлое. 
   Андрей Тарковский говорил, что каждый кадр являет собой кусок "запечатленного времени", и, монтируя фильм, мы манипулируем с кусками этого "запечатленного времени".

 

  Виды монтажа  Перебивка 
   Перебивкой называется отдельный кадр, который не содержит в себе объектов, запечатленных в соседних кадрах (в предыдущем и последующем). 
   Для кинематографистов и телевизионных работников термин "перебивка" - почти магическое слово, почти волшебный термин. Кажется, что его знают не только школьники первых классов, но и продвинутые дошколята. Кадр-перебивка используется в монтажной последовательности для того, чтобы перекрыть разрыв естественного течения времени при съемке какого-либо события: как бы перебить непрерывность действия, но сделать это незаметно для зрителя, создавая иллюзию неразрывного, естественного развития сцены. 
  Одна из главных задач режиссуры в экранном творчестве - это концентрация в ограниченном экранном времени наибольшего количества информации путем отбора наиболее ярких, выразительных моментов жизни и исключения второстепенных. Перебивка помогает выполнить эту задачу элегантно, незаметно, без потерь художественных качеств. 
   Обратимся к простейшему примеру Телевизионная группа приехала к знаменитому академику-экономисту, чтобы снять интервью, которое в передаче займет всего 3 минуты. Поставлен свет, включена камера, задан первый вопрос. Съемка вопросов и ответов заняла 15 минут чистого времени. Причем 
снимали все время только академика (взгляды которого весьма интересны и оригинальны), но из записанных 15 минут требуется оставить всего 3. Монтажер под руководством режиссера отбирает, вырезает и на прямой склейке складывает лучшие куски интервью. Получилось 3 минуты и 10 секунд. Задача выполнена. Смотрим на экран: кош-ма-ар! За время рассказа уважаемый академик семь раз дернулся, словно на электрическом стуле. А текст говорил гладко. Чудеса да и только! 
   В 80-е годы интервью в таком виде и вышло бы на экран, но не в наше время. На рубеже столетий кое-кто уже подучился и такого не допускает, да и магическая электроника позволяет творить чудеса: на стык кадров, когда герой изменил позу или наклон головы, поднял руку и т. п., вставляют вспышку белого экрана и - в эфир. Таким образом "умные головы заставили академика и 
зрителя поменяться местами:теперь зритель дергается при каждой вспышке на экране - его на мгновение ослепляют ярким белым экраном, как взорвавшимся магнием, заставляя невольно закрывать глаза. В результате зритель не видит, как академик меняет позу "Блистательная" находка неучей! 
   Полвека назад Лев Кулешов, великий педагог, режиссер и теоретик кино, выпустил прекрасный учебник "Основы кинорежиссуры", в котором все просто и ясно написал про перебивку (пример с часами). Это азы профессионального мастерства в экранном творчестве. Давайте повторим урок! 
   Что же нужно было сделать незадачливым телевизионщикам при съемке академика? Всего лишь то, что делают другие, уважающие себя истинные профессионалы: снять перебивки! Например, в посвященной экономическим проблемам передаче, которая в основном состояла из беседы журналиста с академиком Ю. Львовым, режиссер и оператор сняли и самого журналиста, который молча слушал ученого. Эти кадры они вставили между кадрами с прямой речью академика, когда потребовалось смонтировать куски после того, как были исключены оговорки или не относящиеся к делу слова. Схематично это изображено на рис. 105.  Видеомонтаж    Что достигнуто с помощью перебивки? Ученый, ответив на поставленный вопрос, решил посоветоваться с журналистом (в это время он глубоко сидел в кресле), затем он снова заговорил, но при этом изменил позу, облокотившись на стол. Монтажер сначала вырезал и смонтировал текст, а потом по длине фонограммы подрезал конец первого кадра с ученым и начало второго, а в пропуск вставил кадр слушающего журналиста. В результате на экране получился гладкий рассказ умного человека, которого внимательно слушает собеседник. А зрителю был обеспечен комфорт восприятия, он даже не догадался, что из речи академика были вырезаны какие-то куски. 
   Перебивка - простой и распространенный прием. В игровом кино и в мультипликации ею пользуются очень часто. Суть приема состоит в переносе взгляда зрителя с одного объекта на другой, как у фокусника: пока сидящий у экрана рассматривает на крупном плане, что делает "левая рука", "правая рука" в этот момент за рамкой кадра избавляется от шарика, пряча его в карман. Потом в монтаже снова ставится кадр с "правой рукой", но шарика в ней уже нет. 
   Допустим вам необходимо снять такую сцену: пациент пришел в поликлинику сделать укол, а медицинская сестра в него влюблена и хочет ему понравиться. Для этого ей необходимо как можно дольше удерживать молодого человека в кабинете, показывая себя со всех сторон. При такой съемке главное - не нарушить принцип ориентации в пространстве. Кадроплан может быть следующим: 

1. Общий план. Кабинет. Медсестра приглашает пациента лечь на кушетку. 

2. Средний план. Больной послушно выполняет команду 

3. Крупный план. Девушка бросает беглый взгляд на пациента и кокетливо отворачивается. 

4. Крупный план. Голова парня лежит на подушке. Он наблюдает за приготовлениями к медицинской экзекуции. Средний план. Медсестра подходит к полке, встает в профиль к больному, тянется вверх руками (при этом хорошо виден ее умеренно пышный и округлый бюст), чтобы достать историю болезни. 

5. Крупный план. Стеснительный пациент отворачивается к окну 

6. Средний план. Кокетка наклоняется к шкафчику (узкая юбочка изящно натягивается на мягких формах и обнажает ножки) и достает шприц. 

7. Крупный план. Затылок отвернувшегося юноши. 

8. Средний план. Соблазнительница, стоя на табуретке спиной к больному, тянется к верхней полке стеллажа, поднимается на цыпочки, показывая точеные ножки, и достает ампулы (съемка с низкой точки). 

9. Крупный план. Затылок больного. 

10. Крупный план. Девушка, подчеркнуто не глядя на парня, откидывает назад красивые волосы и набирает лекарство в шприц. 

11. Крупный план. На окно сел голубь и заглядывает в кабинет. 

12. Средний план. Соблазнительница с видом победительницы подходит к больному со шприцом в руках и замирает в оцепенении. 

13. Крупный план. Глаза парня закрыты - он спит. 

14. Средний план. Обиженная соблазнительница вонзает иглу в ягодицу прямо через брюки. 

   Анализируем экранный результат. 
   Первое. Налицо - параллельный монтаж. Начиная со второго кадра, мы показывали поочередно то один, то другой объект. 
   Второе. Благодаря выведению за рамку кадра партера нам удалось существенно сократить время сцены. Все переходы девушки по кабинету, отыскивание в истории болезни предписаний врача, раскупоривание шприца, обламывание головки ампулы, медленный набор лекарства через тонкую иглу - все это мы выкинули из монтажа. В результате в 5-10 раз нам удалось сократить время этой сцены. 
   Третье. Нам удалось емко и динамично показать зрителю разнообразные попытки медсестры обворожить пациента (она то так, то этак, а он, на тебе, - заснул!). 
   Четвертое. Все крупные планы затылка больного и кадр с голубем - это и есть перебивки, которые позволили совмещать, соединять в непрерывную монтажную последовательность все планы с кокетливой медсестрой, так как в каждом следующем кадре она меняла позы и место своего нахождения, а значит менялся и фон. 
   Пятое. Используя прием перебивки, мы достигли впечатления единства действия этой сцены и создали у зрителя иллюзию непрерывного хода времени. 
   Шестое. Когда мы монтируем кадры, содержащие в себе разные, неповторяющиеся объекты, мы вольны показывать новый объект или нового героя в любом месте и в любом положении в соответствии с замыслом. Требование обязательного продолжения движения или действия не учитывается. 

Точка зрения камеры 
   Теоретики уже давно сошлись во мнении, что все то, что видит зритель на экране, представляется ему с точки зрения камеры. А ведь точку съемки, ракурс и крупность снимаемого объекта выбирает режиссер. Таким образом все, происходящее на экране, зритель видит "глазами режиссера", с его авторской точки зрения, с точки зрения стороннего наблюдателя, как бы с "объективной позиции". Так снимается большинство фильмов и телепередач. 
  Но есть и другой прием, который называется "субъективная камера" или "субъективная точка зрения". Что это такое? За примерами далеко ходить не надо: этот прием часто используется в американских фильмах, которые каждый день демонстрируются на наших телеэкранах. Например, в темном переулке на окраине большого города сошлись два врага, два героя: положительный и отрицательный. Между ними предстоит схватка, но прежде они испытывают друг друга взглядами. Как передать напряжение перед борьбой? Как заставить зрителя "побывать в шкуре" этих действующих лиц и содрогнуться от ужаса, что положительный герой может погибнуть? Именно в таких случаях режиссеры и прибегают к приему "субъективной камеры". Вспомним предыдущие уроки и нарисуем мизансцену: съемочную площадку с обстановкой, героями и точками съемки.  Видеомонтаж    По темному пустому переулку в поисках приключений идет бандит - отрицательный герой (красная фигура, первый кадр). Зритель знает негодяя в лицо и сразу узнает его. К перекрестку по другому переулку приближается положительный герой (зеленая фигура, второй кадр). Он еще не видит своего врага, но кадр выбирается так, чтобы зритель понял: его любимец приближается к тому же самому углу дома, что и бандит, но только с другой стороны. 
  Наша цель при такой съемке состоит в том, чтобы зритель догадался о предстоящей встрече раньше, чем персонажи, и начал бы волноваться за положительного героя, пока тот идет, не подозревая о предстоящей угрозе (ожидание всегда подогревает эмоции). Но как только он приблизится к правому краю рамки кадра (№ 2), следует перейти на третью точку съемки. 
   И третий кадр - их встречу - следует снимать уже значительно крупнее, чтобы усилить эффект неожиданности. На первом среднем плане герой должен вдруг увидеть бандита и мгновенно остановиться, при этом выражение его лица должно измениться (например, обострится взгляд). Секрет перехода на "субъективную точку зрения" закладывается именно в этом кадре. Актер совершил действие - он увидел. И это действие обязательно должен заметить зритель. Поэтому третий кадр можно снять даже крупным планом, необходимый эффект от этого только усилится. Право режиссеру перейти на "субъективную точку зрения" дает сам факт фиксации зрителем действий персонажа.  Видеомонтаж    Затем зритель захочет узнать, что же увидел его герой, и режиссер должен удовлетворить этот интерес (четвертый кадр). Глаза зрителей становятся глазами героя. И наш герой и зрители видят, как прямо на них идет бандит со злобной усмешкой. Его взгляд направлен в объектив, и по его реакции на встречу мы понимаем, что он видит своего врага. То, что зритель это замечает, дает право режиссеру снова воспользоваться приемом "субъективной камеры" и снять положительного героя крупным планом как бы с точки зрения бандита (пятый кадр). Теперь наш герой смотрит в аппарат: он несколько растерян, но не паникует, а мысленно готовится к схватке. Персонажи смотрят друг на друга "глаза в глаза". В результате, снимая и монтируя кадры таким образом, мы смогли передать напряжение персонажей перед борьбой, испытание друг друга взглядами. 
   Использование "субъективных точек зрения" может быть продолжено в соответствии с замыслом режиссера и дальнейшим драматургическим ходом. Право снять следующий кадр тоже фронтально, но только так, чтобы бандит смотрел в камеру, было уже заложено в пятом кадре. По глазам героя мы видели, что он заметил агрессию в действиях своего противника. И снимаем шестой кадр, в котором, например, бандит выхватывает из-за пояса пистолет и направляет его прямо в объектив, то есть - на героя, а следовательно и на зрителя! В результате зрители испытывают полное сопереживание со своим героем, а поставленная режиссером задача может считаться выполненной. 
   Нечто общее с приемом "субъективной камеры" имеет прямое обращение с экрана. История кино знает немало примеров, когда герой какого-либо произведения обращается к зрителям непосредственно с экрана с призывом или какими-либо высказываниями. Этот прием заимствован у театра, где актеры общались с залом, выходя на авансцену 
   В телевидении этот прием был взят на вооружение с первых дней своего существования. Он довольно часто использовался дикторами и ведущими самых разных передач. Ведущие обращаются к зрителям с рассказами о новостях, событиях, научных открытиях и т. п. Это стало своего рода нормой телевизионного вещания. Но за этим скрывается и каверзный подвох, особенно для ленивых тележурналистов или недоучек: возникает соблазн показать себя вместо события, заслонив объектив камеры своей широкой грудью, то есть, рассказывая с экрана о каком-либо событии, не показывать его изобразительного ряда. 
   Обращение ведущего к зрителям с экрана не является какой-либо специфической особенностью телевидения. Например, передача "Старая квартира" прекрасно обходится без этого приема и остается при этом всецело телевизионной. Ведущий Г. Гурвич общается только с героями передачи и зрителями в студийном зале во время съемки, а телезрители, как обычно бывает в кино, наблюдают за ходом действия как бы со стороны. Но зато включенность зрителя в происходящее на экране и мера сопереживания существенно возрастают. 
   Выбор точки съемки всегда диктуется драматургией и режиссерским замыслом, а не принадлежностью произведения к тому или другому виду экранного творчества.  Клиповый монтаж     Клиповый монтаж - это скорее не прием, а стиль, манера экранного изложения. Эта манера может быть применена при использовании почти любого из перечисленных выше приемов. 
   В чем состоит ее суть? 
   Слово clip в английском языке имеет несколько значений: "стрижка", "стричь; отсекать, обрезать", "быстрая походка" и даже "дерзкая, нахальная девчонка". Словом "клип" в кинематографии обозначают "короткое экранное произведение, отличающееся клочковатостью подачи материала". Как правило, этот термин применяется по отношению к рекламным роликам и экранному оформлению исполнения эстрадных песен, записанных на пленку (что весьма соответствует переводу этого слова). На профессиональном жаргоне про плохо сделанный монтаж даже говорят: "настриг кадров". 
   При обычном монтаже сцен игровых фильмов режиссеры стремятся создать иллюзию нормального течения событий на экране. Чтобы эта иллюзия у зрителей возникала, переходы от кадра к кадру делаются при использовании 10 принципов монтажа кадров. Рассмотрим такую сцену, сразу разбив ее на куски: 

1. Герой решил выйти из дома. Надел пальто. Подошел к вешалке. Взял зонт и чемодан. Подошел к двери. Открыл ее. 

2. Вышел на лестничную площадку Запер дверь. Поговорил с соседкой. 

3. Спустился по лестнице на несколько маршей. Встретил приятеля. Отдал ему ключ от квартиры. 

4. Вышел из подъезда. Прошел несколько десятков шагов по тротуару Столкнулся с прохожим, читающим на ходу газету 

5. Подошел к машине. Открыл дверцу Забросил в машину чемодан. Сел за руль. Завел мотор.Поехал. 

   Если все эти действия играют существенную роль для раскрытия содержания и состояния героя, то можно считать, что мы сняли пять кадров. Для обеспечения плавности переходов от кадра к кадру монтажеры, как правило, лишь подрезают на несколько кадриков конец действия, заключенного в предыдущем кадре, не давая ему закончиться, и подхватывают продолжение действия в следующем кадре. Таким образом опущенным, вырезанным оказывается лишь крохотный кусочек, которого зритель не замечает. 
   Монтаж той же сцены в клиповой манере будет выглядеть совсем иначе. Во-первьгх, режиссер попросит актера выполнять все действия очень быстро и энергично. Кадры станут значительно короче или очень короткими. Режиссеру потребуется снимать кадры крупнее, то есть с такой крупностью, чтобы значительная часть экрана была занята активным движением. Переходы от одного действия к другому, которые в первом варианте занимали какое-то экранное время, здесь будут вообще исключены. А сам монтаж будет выглядеть так 
   Быстро надел пальто, повернулся (подход к вешалке вырезан). Схватил чемодан и зонтик, ринулся к двери (открывание двери и выход на площадку вырезаны). Захлопывает дверь квартиры, поворачивается к соседке, говорит "Здрассте", отворачивается, делает шаг (как подошел к лестнице и часть пробега по ступенькам вырезается). Три шага по лестнице - показать нога с панорамой на руку, которая перекладывает ключи в другую руку (весь пробег по ступеням и подход к двери подъезда вырезается). Выскакивает из подъезда. Натыкается на прохожего (как идет к машине, открывает дверцу и забрасывает чемодан вырезается). Садится в машину и исчезает в ней (как садится за руль и заводит машину вырезается). Машина срывается с места. 
   При клиповом монтаже необходимо выполнение только двух принципов: сохранение направления движений в кадре и соблюдение количества движущихся на экране масс, участков кадров, занятых движением объектов на их стыках. Важно показать зрителю логику развития событий, а с помощью музыки можно сгладить шероховатости межкадровых переходов 
   Итак, мы рассмотрели первый вариант клипового монтажа. По существу он представляет собой каскад пластических образов действия, как в цирке, связку кульбитов. Он применяется и в рекламе, и в песенных клипах, и в игровых фильмах. Собственно говоря, и для игрового кино эта манера не является чем-то новым. Отдельные сцены, смонтированные таким образом, можно было встретить даже в немом кино. 
   Литературный аналог клипового экранного монтажа - это новеллы Михаила Жванецкого. И известная фраза Александра Македонского: 
"Пришел. Увидел. Победил!" - тоже клиповый монтаж. 
   Однако лихие "экранные капитаны", претендуя на сверхмодность своих произведений, иногда стремятся снять и смонтировать в такой манере целые фильмы. По этому поводу еще 70 лет назад Н. Д, Анощенко в "Общем курсе кинематографии" писал: "Нельзя увлекаться, как наши некоторые "сверхлевые" художники кино, монтажом ради монтажа, который обычно выливается в "монтажное дребезжание" мелко нарезанной окрошки из отдельных кадриков! Ничего, кроме раздражения и чувства одури подобный "сверхмонтаж" у рядового зрителя вызвать не может" (1930. Т. 3, с. 547). 
   Второй вариант клиповой манеры монтажа построен на смене в каждом следующем кадре или главного объекта съемки, или костюмов и париков исполнителей, или фона и обстановки, или крупности кадров и ракурса съемки. Такой монтаж никакие правила не запрещают, так как объекты съемки соседних кадров разные. Монтируй как хочешь и что хочешь, только от авторов в этом случае требуется как высочайший вкус и художественное чутье, так и особое мастерство в изобразительном построении кадров, а этого, к сожалению, нету большинства наших клипмейкеров. 

Поэтический монтаж 
   Поэтический склад изложения подразумевает возвышенный рассказ с использованием различных ассоциаций, с неожиданной подачей материала, с оригинальным взглядом на предмет рассказа и т. п. И если в литературе можно опоэтизировать какие-либо чувства и явления, то почему нельзя это сделать на экране? Можно! Иногда в учебниках или книгах о кино и телевидении встречается термин "поэтический монтаж", но сформулировать строгое определение этого приема довольно трудно. 
   Однако есть много довольно ярких примеров, но, увы, опять в немом кино. Венгерский исследователь и теоретик кино Б. Балаш в качестве примера поэтического монтажа приводит сцену из фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин": когда броненосец идет в последний бой, режиссер перемежает крупные планы деталей работающей машины с напряженными лицами матросов, готовых кбою. В сознании зрителей возникает ассоциация между тем и другим. Создается впечатление, что машина как бы помогает матросам. И они - машина и люди - как бы сливаются в едином напряжении перед боем. 
   Многие знатоки кино приводят и другой пример. Отечественный классик кино В. Пудовкин в фильме "Мать" чередует кадры демонстрации вышедших на улицы рабочих с кадрами пробуждающейся весны: идут рабочие - тает снег, выходят из-за угла другие рабочие - бежит ручеек, сверкая на солнце; соединяются группы рабочих - сливаются ручьи в водный поток. Фильм заканчивается знаменитой метафорой - ледоходом, который олицетворяет собой могучую силу революционного движения, сносящую все на своем пути. Такова была трактовка В. Пудовкина, и это ему блистательно удалось. 
   Известный документалист И. Ивенс в послевоенные годы создал фильм под названием "Сена встречает Париж", в котором нет метафор и ассоциаций, но каждый кадр по-своему поэтичен. У зрителя создается впечатление, будто река Сена стоит на месте, а Париж течет мимо нее. В этой бессловесной ленте поэзия проступает через содержание кадров, она заложена в действиях персонажей, в композиции самих кадров, она выражается также в любви автора к тем людям, которых он снимал. 
   Поэтический монтаж - особый авторский отбор образов. Как далеко не всем дано писать стихи, так редко кому удается подняться в экранных произведения до поэтического звучания изобразительного ряда. Поэзия - это особое состояние души, которое может проявиться как в музыке и живописи, так в архитектуре и кино. 

Ритмический монтаж 
   Чтобы пояснить прием ритмического монтажа, снова придется обращаться к прошлому. Остается только восхищаться тем, как глубоко и четко была разработана теория еще в период немого кино. 
   Для немых фильмов чаще всего был характерен монтаж короткими кадрами. Режиссеры обычно заключали в один план всего лишь одно, два или три простых образа действия героя или какого-либо объекта. Кадры олицетворялись со словами и иероглифами. В ту эпоху родились понятия "рассказывать кадрами" и "монтажная фраза". Последовательность коротких кадров длительностью от одной до пяти секунд, показывающих развитие какого-то события, действительно отдаленно напоминала предложение, составленное из слов. 
   Примеры ритмического монтажа можно найти в работах Д. Вертова, В. Пудовкина, Л. Кулешова и многих других. Ритм рассматривался как длительность смены планов, как чередование стыков кадров, как в музыке чередование коротких и длительных долей. 
   Если взять за единицу отсчета, скажем, одну секунду, то длина или время пребывания на экране ритмически смонтированных кадров в одной сцене могли бы выглядеть на схеме как последовательность чередования длительностей этих кадров, выраженная в цифрах: 1 - 1 -1-3-1-1-1-3 или 2-2-4-2-2-4-2-2-4. Это не означает, что длина самого короткого кадра должна быть кратной секунде. Короткий план может иметь размер и 1,7 и 2,2 секунды, то есть любой. Но это означает, что другие кадры должны иметь длительность в два раза больше (соответственно 3,4 и 4,4 секунды), в три раза больше и т. д. 
   Братья Васильевы даже попытались передавать на экране ритм строчащего пулемета. Для этого они склеивали планы длительностью всего в один-два кадрика, в которых пулемет стрелял попеременно то в правую, то в левую стороны - а это лишь 1/12 секунды каждый кадр. Ритмическая смена разных кадров с непохожими композициями, конечно, эффектно смотрится на экране, но зачастую попытки точно соблюсти пропорции длительностей превращаются в голый формализм. Дело в том, что каждый кадр в зависимости от его крупности и наполненности деталями и образами несет разный объем информации. А от объема информации зависит время, которое требуется зрителю для восприятия, для считывания информации с экрана. И если вы "зарежете" планы, требующие большего времени на восприятие, ради соблюдения ритма, то у зрителя либо возникнет ощущение неудовлетворенности от просмотра, либо останется впечатление мельтешни на экране. 
   С появлением в кино звука ритмический монтаж изображения без учета ритма звукового сопровождения оказался просто невозможен. А это уже совсем другой вид монтажа - звукозрительный (о нем разговор отдельный). 
   Сегодня в песенных и рекламных клипах их авторы пытаются довольно часто пользоваться ритмически выраженным звукозрительным монтажом, но этот прием требует особого подхода и высокого мастерства, в том числе и при съемке.

 

 Затемнение
  Затемненис - это отбивка во времени: кончилось одно событие и началось другое. 
  Древнейший прием, который, как правило, используется для плавного и спокойного завершения сцены или эпизода, чтобы дать понять зрителю, что между сценой, которая закончилась, и сценой, которая началась, прошло какое-то время. В американском телевизионном фильме "Санта-Барбара" этот прием применяется ежедневно в конце каждой серии, чтобы подчеркнуть завершение действия перед конечными тирами. 
   Возникли даже профессиональные выражения: "уйти в затемнение" или "выйти из затемнения". И действительно, затемнение применяется не только в конце, но и в начале сцены, чтобы плавно открыть действие после условного разрыва во времени. Обычно выход из затемнения обоснован только в том случае, если предыдущая сцена закончилась затемнением. Длительность ухода в затемнение должна соответствовать драматургическому характеру завершения эпизода (от 0,5 до 2 секунд). Но необходимо помнить, что затемнение вызывает у зрителей определенное настроение, связанное с контекстом сцены. Переход на открытый кадр после затемнения безусловно подчеркнет резкую смену характера настроения следующего действия. 
   Кинотехника позволяет выполнить затемнение весьма элегантно с помощью постепенного закрытия диафрагмы или обтюратора. Если не удалось это сделать во время съемки, технология кино позволяет осуществить затемнение лабораторным методом: обесцвечиванием негатива конца кадра. 
   Но когда попытались сделать затемнение при съемке на видео, получили результат не очень хорошего качества. И некоторые "мудрые головы" подыскали ему электронную замену - выбеливание кадра. Однако этот прием противоестественен для психофизиологии зрительного восприятия, а, следовательно, и для природы экрана. В нашем сознании заложено убеждение, что наступление темноты означает конец дня, и затемнение на экране соответствует этому мироощущению. В природе наступление темноты происходит постепенно, и на экране затемнение плавно снижает освещенность до полной черноты. С выбеливанием происходит все наоборот, Если его сделать в конце плана, то у зрителей возникнет впечатление, что что-то беспричинно ярко ВСПЫХНУЛО, хотя и медленно. Еще бы! Весь экран ярко осветился, а вспышка - это удар по глазам, вызывающий ослепление. В результате зритель пусть на мгновение, но обязательно закроет глаза. Если выбеливание поставить в начале плана, то оно еще более резко ударит по глазам, и никакой ассоциации с началом дня у зрителя не вызовет, так как произойдет всплеск белого экрана, а затем постепенное появление изображения. Можно безоговорочно утверждать, что выбеливание противоестественно для психофизиологии зрительного восприятия, а, следовательно, и для природы экрана. 
   Сегодня, к сожалению, мы ежедневно видим этот прием на телеэкранах. Что это - новый профессиональный прием? Ни в коем случае! Это даже не суррогат затемнения, а всего лишь профессиональная беспомощность. 

   Наплыв 
   Наплывом называется прием, в процессе которого на глазах у зрителей происходит постепенная замена одного изображения другим путем ослабления свечения на экране первого и плавного проявления второго. 
   Длительность наплывов выбирается в зависимости от режиссерских задач (от 0,5 до 2 с). 
   Однако наплыв - это не просто плавный переход от кадра к кадру С помощью этого приема можно показать также какое-либо превращение, например, лягушки в Василису-прекрасную (если второй кадр снять без изменения крупности фона, ракурса и точки установки камеры) или избушки пушкинского рыбака в боярские хоромы и т.п. Прием может быть использован и с противоположным эффектом, когда неизменным остается герой, а плавно изменяется фон, на котором он находится. С помощью наплыва можно показать и разрыв во времени (как затемнение). Современные компьютерные программы позволяют осуществлять превращения не только целого кадра в другой, но и какого-либо одного объекта в кадре без изменения фона. 
    Иногда наплыв называют "вытеснением", но в данном случае применение этого термина может вызвать только путаницу, потому что под вытеснением подразумевается целый набор различных специфических способов перехода от кадра к кадру 

   Вытеснение 
   Вытеснение - это выталкивание одного кадра другим, которое осуществляется с помощью так называемых "шторок". 
   Часто режиссеры так и говорят: поставим на стык кадров "шторку". А "шторки" могут быть самые разнообразные: от прямых линий (полос) до сложных геометрических фигур. Механизм действия "шторок" на зрительское восприятие незамысловат. Рассмотрим его на схеме, на самом простом примере (рис. 108).  Видеомонтаж
   Монтируемые планы берутся с захлестом один на другой (в данном случае захлест составляет 4 кадрика). На рисунке показана только схема захлеста. Первый кадр со всей своей длиной расположен выше схемы, а второй ниже. На первом кадрикс в зоне вытеснения появляется полоска, которая отделяет изображение конца первого кадра от начала второго (занимает всего четверть экрана). Во втором кадрике полоску располагают немного ближе к середине рамки. Таким образом второй кадр раскрылся больше чем на треть, а от первого осталось меньше двух третей. В третьем "шторка" уже шагнула за половину а в четвертом оставила от 
изображения первого кадра всего четверть. В пятом кадрике второй план будет занимать уже всю площадь кадра, а первый совсем исчезнет. 
   В результате у зрителя после просмотра должно сложиться впечатление, что движением "шторки" слева направо мы закрьыи первый кадр и одновременно открыли второй. В зависимости от драматургических задач и фантазии режиссера "шторки" могут принимать практически любые формы: в виде наклонной полосы; в форме кольца, которое от кадрика к кадрику расширяется из центра, словно обнажая следующее изображение; в форме сердца, которое увеличивается из угла и заполняет весь экран. 
   Механизм получения эффекта "шторки" на электронной технике прост. В кино, чтобы добиться нужного результата, приходилось дважды переснимать кадры на трюкмашине с масками и контрмасками. С появлением цветных пленок это стало делать труднее, и применение "шторок" в кинофильмах постепенно вышло из моды. На телевидении и видео простота технической процедуры участила их применение. 
   С помощью компьютерной технологии можно даже вместе со "шторкой" вдвинуть второй кадр на экран, при этом или заслонить первый, или вытолкнуть его на глазах у зрителей. Выталкивать одно изображение другим можно с разных сторон: сбоку сверху снизу с угла, из середины кадра. Но любой вариант несет в себе определенный подтекст. Вытеснение сверху вниз подразумевает как бы придавливание одного другим. Обратное движение "шторки" может придать значение прорастания, появления могучих сил жизни и даже взрыва, если сделать "шторку" динамичной и движущейся по траектории мнимого расширения газов от центра низа рамки во все стороны к краям кадра. 

часть 1 | часть 2 | часть 3 | часть 4 | часть 5 | часть 6 | часть 7



Метки к статье: монтаж Соколов


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Архив новостей

Июль 2024 (1)
Март 2022 (1)
Декабрь 2021 (1)
Март 2021 (2)
Февраль 2021 (1)
Январь 2021 (2)
^